4

Я - американский диссидент

Автор книги о шумных приключениях американцев в России, эпатажный колумнист, главный редактор очень неполиткорректной газеты для экспатов Exile в интервью Би-би-си рассказал, как американцу прожить в России 15 лет и не разочароваться.

Би-би-си: Книжка о ваших скандальных похождениях в России "The Exile: Sex, Drugs, and Libel in the New Russia" хорошо продается в Америке?

Марк Эймс: Конечно, правда, некоторыми рецензиями я был шокирован.

Би-би-си: Почему?

Марк Эймс: Литература в Штатах очень консервативна. Можно рассказать шокирующую правду в фильме, в мультфильме или в рок-н-ролле, но не в прозе. Поэтому людей очень легко шокировать литературой. Да и дураков много.

Би-би-си: Как я поняла, у вас вообще не очень хорошие отношения с коллегами, в частности, с американскими журналистами, которые работают в России.

Марк Эймс: Они нас ненавидят, потому что мы говорим о них правду. Говорим, что они ничего не понимают в российской действительности. Ведь всегда легче продать статью о том, как в России все плохо. У 90% западных журналистов здесь одна задача - показать недостатки России так, чтобы у них дома люди посмотрели и почувствовали себя лучше. При Ельцине, несмотря на коррупцию, низкий уровень жизни, зарубежные СМИ не концентрировались на проблемах, поскольку Ельцин был прозападный президент. А так как сегодня Путин не слушается Запада, они хотят показать последствия его непослушания: ищут бомжей в Москве и показывают мусорные свалки. Если бы я не жил в Москве и читал только Economist, я бы думал, что в России уже ГУЛАГи по всей стране.

Би-би-си: Вы калифорниец, человек, который закончил довольно престижный университет, Berkley. Как вас все-таки занесло в 1993 году в Россию?

Марк Эймс: На последнем семестре у нас был курс по европейской литературе. Тогда я прочитал некоторые произведения русской классики. Университет Berkley внушает своим студентом мысль, что надо жить осознанно, с любопытством, сделать в жизни что-то свое. В начале 90-х, даже живя в Америке, я почувствовал, что в России началась уникальная эпоха. Как писатель, я просто не мог оставаться дома и работать в офисе.

Би-би-си: Вас очень любят российские журналисты за антиамериканскую риторику. Это напоминает любовь западных журналистов к советским диссидентам, которые смогли на Западе открыто рассказывать об ужасах СССР.

Марк Эймс: Да, я считаю себя американским диссидентом с поправкой на то, что я в любой момент могу вернуться. Но меня раздражает то, что большинство американцев или англичан приезжают в Россию как христианские миссионеры, чтобы расширить демократическую цивилизацию. Этим людям совершенно не интересна русская культура. Поэтому я считаю своей задачей критиковать США, обличать Washington Post и New York Times, которые сперва запугивали людей, убеждая в необходимости войны в Ираке, а потом за это извинялись. Для меня более важны наши проблемы, наше лицемерие. Я не буду сравнивать американскую демократию с российской: у нас своя история, у вас - своя. Но наши стандарты должны быть намного выше.

Би-би-си: Американское сообщество в Москве сплоченное? Кто сегодня те американцы, которые живут в России?

Марк Эймс: В начале 90-х годов россияне слишком высоко ценили американцев. Американское сообщество в России было значительным и, можно сказать, светским. Многие его представители были молодыми, не очень образованными людьми, которые пускали пыль в глаза и зарабатывали неприлично большие деньги, которые тут же спускали в московских стриптиз-барах. После кризиса 1998 года они все сбежали отсюда. Потом уже приехали другие люди - серьезные специалисты, которые работают в крупных компаниях.

Би-би-си: Вы общаетесь друг с другом?

Марк Эймс: Американские бизнесмены общаются между собой, потому что многие из них не знают русский язык. Кто-то уже не в том возрасте, чтобы учиться, кто-то - слишком занят.

Би-би-си: Очень сложно иностранцу адаптироваться в России?

Марк Эймс: Как-то я пригласил в Москву редактора из New Yorker. Он много лет работал и в Индии, и в джунглях Пакистана. Так вот ему понадобилось два месяца, чтобы научиться ходить по Москве одному. Естественно, когда приезжают мои родственники, мне нужно все время быть с ними. Ведь план Москвы не имеет никакой логики, а метро - вообще другой мир, где мало кто говорит по-английски, а милиционеры требуют документы. Но я терпеть не могу, когда иностранцы жалуются, что в России нет Starbucks, нет того-сего. Мне так и хочется сказать: "Ну тогда уезжай отсюда!". Россия дает уйму возможностей, здесь еще

можно реализовать свои мечты, а общество невероятно быстро богатеет.

Би-би-си: Американские женщины жалуются, что их мужья в России портятся. Что с ними происходит?

Марк Эймс: Большинство из них разводится! В Штатах у женщин дома есть власть. А здесь многие американские мужчины ведут себя, как дети в кондитерском магазине. Ведь вокруг столько красивых девушек!

Би-би-си: Вы чувствуете на себе проявления антиамериканизма?

Марк Эймс: Да, конечно. В последнее время антиамериканские настроения в России сильно выросли. Лет 10-15 назад в России слишком высоко ценили Америку и американцев. Все думали, что в США есть все, чего не хватает здесь. Но потом пришло понимание, что США - не рай, а американцы, которые приехали в Россию, - вовсе не супермены. На смену обожания пришло разочарование, а после бомбежки Косова и вторжения в Ирак люди разозлились. Мне кажется, россияне слишком много думают про Америку. Ведь в Америке не оглядываются на другие страны. Ну, разве что на Китай. И всем наплевать, что про них думают в других странах.



Комментарии

  • 0
    Нет аватара Chudinov
    16.03.13 22:24:35

    Достаточно откровенные ответы, точнее сказать аналитически верные. Я родился и живу в России и ответил будучи Россиянином наверное так же.


  • 0
    Александр Вербняков Александр Вербняков
    17.03.13 13:15:34

    В принципе ответы достаточно верные и правдивые. Не соглашусь лишь с тем, что мы много думаем именно про америку. На самом деле мы думаем о государстве, которое декларирует отсутствие вражды к нам, а на деле враждебное. Как говорят в России - держи друзей близко, а врагов еще ближе. Только по этой причине мы помним о враге и наблюдаем за ним. Будь на месте америки любое другое сильное и враждебное государство, мы бы так же думали о нем как сейчас об америке. Если же америка начнет себя вести нормально, например как Индия или Иран или Аргентина. Мы будем думать о ней ровно столько, сколько будет необходимо в интересах сотрудничества. А пока мы враги, и за врагом нужно присматривать.


    • 0
      Нет аватара PaulNSK
      17.03.13 22:08:19

      Вы или на самом деле не видите этого болезненного желания россиян "чтобы нас любили", или лукавите. Мне лично кажется второе. Как говорит товарищ Фрейд (и я в этом с ним согласен), желания и предпочтения явные, но отторгаемые сознанием, проявляются в отрицании. Ведь из всех утверждений и наблюдений в статье вы выбрали именно то, что россияне слишком много глядят в рот Америке, и разразились длинным абзацем, почему это не так. Из чего любой знакомый с психоанализом сделает однозначный вывод, что именно эта тема в статье вас особенно сильно взволновала и раздосадовала. А т.к. по поводу этой темы вы не постебались или хихикнули, а сочинили серьезную отповедь, то увы и ах - в подсознании вы с автором согласны, но на публике (даже для себя самого) не в состоянии это признать. Соответственно, отрицаете    . А по теме - сложно не увидеть в россиянах разного пошиба преклонения перед Западом. Это и горько, и нелепо, и обидно, но правда. Особенно досадно за такие вещи ещё в советские времена и среди высших руководителей. Ну да что тут уже сделаешь..


      • 0
        Нет аватара Starik
        22.03.13 00:21:46

        Психолог самоучка. Неверный посыл - неверный вывод. Просто вам так хочется думать.


        • 0
          Нет аватара PaulNSK
          28.03.13 06:43:06

          Конкретная душа - потёмки.
          Но само явление "а что о нас скажут ТАМ" реально и существует. Нужно не отмахиваться от него, а признать и пытаться излечить.


Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,